Горная механика

В экспозиции представлены модели механических устройств, обеспечивающих работу шахт и карьеров. Среди устройств для шахтного подъема имеются образцы 1830-х годов: подъемник с гидравлическим колесом Фрайбергских рудников и подвижная рудничная лестница – фаркунст. Модель подъемной машины, поступившая в музей в 1903 г., связана с начальным периодом применения электричества в области шахтного подъема. Можно увидеть два основных типа парашютных устройств, системы Либота и Фурдринье, появившиеся в середине XIX в. Эти устройства при помощи специальных зажимов предохраняли клети от падения в шахту при обрыве каната и спасли много человеческих жизней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудничный вентилятор Сэр. Германия. 1897 г.

 

Коллекция шахтных вентиляторов включает ранние образцы центробежных вентиляторов, изобретенных в 1830-х гг. русским горным инженером А.А. Саблуковым и усовершенствованных французским инженером Шарлем Комбом. Водоотливные устройства демонстрируют применение разных источников энергии. Водоотлив из Фрабергских рудников (1837) производился при помощи двух типов гидравлических двигателей – водяного колеса и водостолбовой машины. Мощные водоотливные установки второй половины XIX в. работали от паровых двигателей. Примерами таких устройств служат машина рудника Ламонье в Бельгии (1873) и машина системы Беера (1896). Имеются в коллекции и образцы ранних электрических насосов - центробежный турбинный (1903) и системы Ридлера (1904).

Горнодобывающие машины представлены отечественной техникой середины ХХ века. Это - первый советский одноковшовый экскаватор МIVЭ, первый советский угольный комбайн «Донбасс», угольные комбайны «Горняк» и «Шахтер-1», породопогрузочная машина ППМ-2, проходческие комбайны ПК-2м и ПКГ-3.

 

 

 

 

 

 

Электрическая подъемная машина. Модель в масштабе. Германия. 1903 г.

 

Действующая модель монорельсового тягача ЭТА-2 конструкции профессора Горного института В.С. Берсенева поступила в Музей в 1968 году. Эта оригинальная машина, способная перемещаться по поверхности под отрицательным углом и перевозить различные грузы, была сконструирована специально для работы в шахтах и карьерах.

В горных районах, где строительство дорог требовало больших финансовых затрат, уже во второй половине XIX в. начали применять воздушные канатные дороги. Вагон канатной дороги, изготовленный петербургской фирмой «Карл Шпан» в 1908 году размещен на стене зала. Поступивший с Нижегородской выставки 1896 года макет шахты «Центральная» представляет первую крупную угольную шахту Донбасса. Разрабатывающиеся здесь на глубине более 250м богатые залежи коксующихся углей позволили организовать масштабное металлургическое производство. В 2008-09 гг. три модели горных механических устройств XIX века были признаны Международным советом музеев памятниками науки и техники 1 ранга.

 

 

 

 

 

 

Проходческий комбайн ПКГ-3 конструкции Гуменника. Модель. Масштаб 1:5. Россия. 1973 г.
Система Orphus
Стандартная версия сайта