Двигатели

В древности основным источником энергии была мускульная сила людей и животных. Водяные колеса начали активно использоваться в I в. н.э. в Римской империи, а в XV-XIX вв. они оставались основным двигателем в горном и горнозаводском производстве. Со временем появились и более совершенные формы гидравлических двигателей – водостолбовые машины и гидравлические турбины. В XVIII в. был создан принципиально новый двигатель – паровой, занявший основное место в промышленности во второй половине XIX в. С 1880-х гг. началось внедрение электрического двигателя, а горные механизмы с электроприводом начали широко использоваться в шахтах уже с 1920-30-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

Ветряной водоподъемник А.В. Конради и С.И. Щукина. Модель. Масштаб 1:20. Крым. 1896 г.

 

Коллекция двигателей, сформированная в 1820-1900-х гг., включает ветряные, гидравлические и паровые двигатели. Ветряные двигатели представлены двумя моделями. Ветряная мельница, усовершенствованная шотландским инженером Мильке, была изготовлена. на Санкт-Петербургском литейном заводе и подарена Горному музею в 1822 г императором Александром I. Горизонтальный ветряной водоподъемник был создан выпускником института А. Конради в конце XIX века.

Модели гидравлических колес изготовлены в 1840-70 гг. Коллекция моделей гидравлических турбин начала формироваться в 1838 г., через три года после того, как французский инженер Бенуа Фурнейрон (1802-1867) запатентовал первую турбину. В экспозиции представлены турбины Фурнейрона низкого и высокого давления. Две турбины, сконструированные Шарлем Комбом (1801-1872) были приобретены в 1841 г. у парижского мастера Клера. В 1870-х гг. модели турбин заказывались в мастерской Хр. Шредера во Франкфурте-на-Майне.

 

 

 

 

 

 

 

Турбина Фурнейрона низкого давления.
Модель. Франция. 1838 г.

 

Коллекция тепловых двигателей включает модели старинных паровых машин, паровых котлов, их деталей и арматуры, систем парораспределения. Модели двух паровых машин поступили в Музей в 1830-х гг. Машина Уатта двойного действия изготовлена в Париже известным механиком Е. Бурдоном, создателем манометра, применяющегося и в настоящее время. Жемчужиной коллекции является модель вертикальной сдвоенной паровой машины, построенной К.Ф. Бренделем в 1830 году. Машина отличается удивительным изяществом и красотой, а ее несущие конструкции представляют собой настоящее кружево «в готическом вкусе». Мастер Ф. A. Клопфер изготовил модель из самшита, полностью отказавшись от применения металлических деталей. Особые свойства самшитовой древесины, мало подверженной влиянию температуры и влажности, позволили этому чуду модельного искусства в течение 170 лет сохраняться в отличном состоянии. Аналогичная модель имеется и в собрании Фрайбергской горно-металлургической Академии. Модели паровых котлов и систем парораспределения были изготовлены в 1870-90-х гг. в мастерской Шредера. Там же в 1906 г. была изготовлена модель одной из первых паровых турбин Браун-Парсонс-Бовери.

 

 

 

 

 

 

 

Паровая машина низкого давления системы Уатта. Модель. Мастерская Бурдона. Франция. 1838 г
Система Orphus
Стандартная версия сайта